RAB-регулирование: преимущества и риски

Федеральная служба по тарифам России при поддержке администрации Новгородской области, ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «МРСК Северо-Запада» организовала семинар-совещание «Государственное регулирование электросетевых компаний методом доходности инвестированного капитала». Более ста участников мероприятия обсудили в Великом Новгороде ключевые проблемы RAB-регулирования и внесли свои предложения по усовершенствованию методологии перехода на новый метод тариф ЖКХ.
RAB-регулирование давно используется во многих странах, и его преимущества доказаны временем. Семнадцать распределительных сетевых комплексов работают по новой системе тарифообразования и в России. Переход всех сетевых компаний на RAB-регулирование осложняется несовершенством законодательства, отсутствием целостной нормативной базы. Пока сама методология перехода на RAB-регулирование многим видится несколько «сырой».
Как  было отмечено заместителем начальника отдела регулирования инфраструктурных организаций ФСТ России Сергеем Сасимовым, согласовав переход на метод RAB, ряд региональных регуляторов решили отказаться от этого и утвердить тариф ЖКХ по методу «затраты плюс».
Главной проблемой RAB-регулирования на сегодняшний день является тот факт, что некоторые органы регулирования не устанавливают долгосрочных параметров RAB либо пересматривают их в течение года, что недопустимо по действующему законодательству. В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательной базы по переходу сетевых компаний на долгосрочное регулирование. В частности, планируется внести изменения в методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (приказ ФСТ России № 231‑э от 26 июня 2008 года).
Арнольд Шалмуев, заместитель главы администрации Новгородской области, отметил следующее: «Сегодня мы работаем на том, что было создано в СССР. Практически на протяжении многих лет сетевой комплекс находился в состоянии стагнации, потому что при скудности тех ресурсов, которые получали за свои услуги энергетики, большая часть шла на поддержание тепловых источников и генерации как основы формирования энергетического комплекса. Распределительно-сетевой комплекс финансировался и сегодня финансируется по остаточному принципу, что, конечно, не приводит к его обновлению в той мере, в которой мы считаем необходимым. Почти 70 процентов оборудования имеет почти 100-процентный износ. Из них 7,4 процента – оборудование, отработавшее два нормативных срока».
Юрием Маланиным, председателем комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, было отмечено, что на данный момент практически все региональные регуляторы, которые вплотную подошли к работе по методу RAB, столкнулись с тем, что, как таковых, унифицированных показателей энергоэффективности в стране нет. Необходимо  предложить ФСТ РФ разработать достаточно унифицированные показатели, чтобы политика по энергоэффективности в каждом регионе была не своя, а единая по всей стране.
Выдержки из выступлений участников семинара позволили определить основные плюсы и минусы нового метода расчета тариф ЖКХ, испытанной в условиях российской действительности. Однако, как выяснилось, помимо ключевых проблем RAB-регулирования, существует масса частных, решение которых требует не менее пристального внимания. О том, что в настоящее время сама методология RAB-регулирования «сырая», очень подробно говорилось в рамках рабочих групп, а также в открытом диалоге между заместителем начальника управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России Денисом Милютиным и представителями сетевых компаний. Денис Милютин отметил: «Есть вопросы, которые надо решать. Многое зависит от Минэнерго. Мы вместе пытаемся найти решения. В основном, проблема в том, что доля возврата и дохода на капитал, которая зависит от оценки капитала, достаточно сильно влияет на уровень тариф ЖКХ и зачастую РЭК не могут ничего с этим сделать, что многих пугает. Приходится применять механизм сглаживания, в результате которого вся нагрузка переносится на 3, 4, 5 лет. И если первые годы там рост тариф ЖКХ небольшой, то на 4‑5-й год взлетает чуть ли не в разы, что тоже не совсем правильно».
Несмотря на все сложности применения метода RAB, преимущества и возможности нового системного подхода в тарифообразовании – это возможность формирования инвестиционной программы исходя из потребностей региона и развития сетей, а также повышения надежности. Это возможность существенного увеличения инвестиционных программ, несмотря на ограничение роста тариф ЖКХ предельными уровнями. RAB-регулирование стимулирует сетевые организации к повышению уровня надежности и качества обслуживания потребителей. Долгосрочный тариф позволяет планировать ресурсы, правильно распределять те возможности, которые имеет организация и регион в целом. Переход на RAB-регулирование выгоден для всех участников процесса. Потребители получают повышение качества услуги, надежности электроснабжения. Сетевые компании получают снижение аварийности электрических сетей, решение проблемы старения и ухудшения состояния электрических сетей. Инвесторы получают гарантию возврата инвестированного капитала, снижение рисков, справедливый уровень доходности капитала, который определен принципами тарифного регулирования.
Источник: газета «Энергетика и промышленность России» №8 (148) апрель 2010 года

Дополнительная информация